Металлургические олигархи богатеют быстрее остальных и рассчитывают на помощь государства

Металлургические олигархи богатеют быстрее остальных и рассчитывают на помощь государства
Металлургические олигархи богатеют быстрее остальных и рассчитывают на помощь государства
По итогам января состояние владельцев крупнейших металлургических компаний России заметно увеличилось. Если верить подсчётам американского агентства Bloomberg, больше всех заработали Алишер Усманов («Металлоинвест»), Алексей Мордашов («Северсталь») и Андрей Мельниченко («ЕвроХим» и СУЭК).

Суммарно они стали богаче на 14,2 млрд долларов. Такой результат не мешает некоторым миллиардерам просить правительство о преференциях.

Мордашов, Мельниченко и Усманов располагаются на 91, 92 и 134-м местах Bloomberg Billionaires Index – рейтинга 500 богатейших людей мира, чьё состояние оценивается исходя из стоимости принадлежащих им активов. Первую строчку удерживает Илон Маск, который с начала года «подешевел» на 18,2 млрд долларов и теперь оценивается в 414 миллиардов. Россиян в этом рейтинге всего 26, и вопреки расхожему мнению лучше всех дела идут вовсе не у нефтяников. Мы решили присмотреться к троим лидерам «российского роста» в глобальном индексе миллиардеров за первый месяц 2025 года.

Ушёл, но остался

Наиболее заметно – на 2,75 млрд долларов, если верить агентству Bloomberg, в январе выросли активы Алишера Усманова. Теперь его состояние оценивается в 17,5 миллиарда. Пару лет назад бизнесмен дал понять, что хочет отойти от дел. Однако принадлежащий ему бизнес продолжает успешно работать в России.

Основным источником доходов Усманова по-прежнему считается «Металлоинвест» – крупнейший в стране производитель железной руды. Компании принадлежат Лебединский и Михайловский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат и предприятие по вторичной переработке металла «УралМетКом». Сам же «Металлоинвест» входит в состав холдинга USM. Изначально Усманов владел мажоритарным пакетом акций USM, однако в 2014 году продал 10%, сократив долю до 48%. В том же году миллиардер начал деофшоризацию компании, к 2016 году 100% акций АО «ХК «Металлоинвест» были переведены на баланс российской компании ООО «ЮэСэМ Металлоинвест» («ЮэСэМ»).

В январе 2023 года владелец «Металлоинвеста» попросил исключить его из бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей, который СМИ ещё в 90-е окрестили «профсоюзом олигархов». Ходили слухи, что Усманов намерен сосредоточиться на проектах в своём родном Узбекистане.

В плане бизнеса можно услышать мнение о сотрудничестве «Металлоинвеста» с Узбекским металлургическим комбинатом, 81% которого принадлежит государству, а остальное – физическим лицам, список которых не раскрывается. В ноябре 2022 года Узбекистан просил власти Евросоюза снять санкции с Алишера Усманова, но вряд ли можно сказать, что эти усилия имели большой успех.

Влиятельный лоббист

Чуть меньше – 2,52 млрд долларов – в январе прибавило состояние владельца «Северстали» Алексея Мордашова, его капитал в целом Bloomberg оценивает в 26,7 миллиарда. В последние годы бизнесмен, в 90-е ставший едва ли не хозяином своего родного Череповца, явно стремится диверсифицировать активы. Например, в 2019 году он приобрёл крупную долю в сети гипермаркетов «Лента», в октябре 2024-го – шинный холдинг «Кордиант». Почти одновременно с последней сделкой «Севергрупп» Мордашова продала Сбербанку образовательные платформы «Фоксфорд» и «Неотология», которыми владела с 2017 года. Помимо этого «Севергрупп» принадлежат машиностроительная компания «Силовые машины», деревообрабатывающее предприятие «Свеза» и золотодобытчик NordGold. Вместе со всем этим Алексей Мордашов входит в число не только самых богатых, но и наиболее влиятельных бизнесменов России. В 2021–2024 годах он был президентом ассоциации промышленников «Русская сталь», а в прошлом году возглавил её наблюдательный совет.

Буквально на днях стало известно, что «Русская сталь» обратилась в правительство с просьбой проработать дополнительные меры поддержки для металлургов. В частности, речь идёт об увеличении минимального показателя цены сляба, при котором ставка акциза на жидкую сталь принимается равной нулю. С 1 января 2022 года акциз на жидкую сталь (металлургический полуфабрикат) находится на уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены в морских портах на юге России, но при падении цены менее 30 тыс. рублей за тонну обнуляется. Сейчас «Русская сталь» предлагает поднять этот порог до 54 тыс. рублей, что, по подсчётам крупных представителей металлургии, должно поддержать отрасль.

Ранее Алексей Мордашов уже демонстрировал примеры успешного лоббизма на федеральном уровне. К таковым можно отнести финал истории с картельным сговором «Северстали», а также Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов. Доля этих компаний на рынке горячекатаного плоского проката превышает 70%. В феврале 2022 года Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что они договорились о поддержании высоких цен. Больше других в результате этого пострадала строительная отрасль. Металлургов было решено наказать оборотными штрафами. Судебные процессы между ними и ФАС длились более трёх лет. В итоге «Северсталь» добилась снижения штрафа с 8,7 млрд до менее 900 млн рублей, её примеру последовали и другие участники событий.

Человек с возможностями

Третий россиянин, чьё состояние, согласно Bloomberg Billionaires Index, заметно выросло в начале 2024 года – сооснователь компаний «ЕвроХим» и СУЭК Андрей Мельниченко. Его состояние оценивается в 22 млрд долларов, прибавив за месяц 1,71 миллиарда. «ЕвроХим» известен в первую очередь благодаря производству минеральных удобрений, однако добыча железной руды также является одним из основных направлений его бизнеса.

За первые шесть месяцев 2024 года группа «ЕвроХим» получила 441 млрд чистого убытка по МСФО, данные за второе полугодие пока не опубликованы. В октябре прошлого года на Петербургском международном газовом форуме представители компании просили власти о введении обратного акциза на газ, используемый для технологических нужд при выпуске аммиака. По словам председателя совета директоров «ЕвроХима» Игоря Нечаева, более 70% аммиачных мощностей в РФ были построены 40–50 лет назад и раньше, «они ломаются, требуют постоянно капитальных ремонтов и имеют, соответственно, низкую производительность», при этом сейчас модернизировать их дорого и экономически невыгодно. По его мнению, налоговый вычет по акцизу на газ (проще говоря, отказ государства от части доходов) мог бы решить эту проблему. Насколько можно понять, дальнейшего развития эта инициатива не получила.

Читайте ещё:Суд в Петербурге вынес приговор бывшим совладельцам обанкротившейся сети «Юлмарт»

Судя по тому, как выросли с начала года активы троих перечисленных выше миллиардеров от металлургии, эта отрасль по-прежнему остаётся одной из самых доходных и привлекательных в российской экономике. В Госдуме и Совете Федерации то и дело звучит идея об изъятии конъюнктурных сверхдоходов у её представителей, но, по-видимому, государство и без того способно решить вопрос с наполнением бюджета. Вот только бы не вышло так, что владельцы приватизированных в 1990-е предприятий модернизируют их не за счёт собственных инвестиций, а на средства налогоплательщиков.

Семен Головецкий
Регион: Россия

Распечатать